Вы здесь

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), а также типичные нарушения, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) за I полугодие 2016 года

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления. Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган в тридцатидневный срок на основании проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимает решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно статье 44 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав являются:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; 

2) нарушение установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

За I полугодие 2016 года Управлением проведена проверка 90 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству (что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2015 года – 60 актов).

В ходе проведенной проверки представленных уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству Управлением составлено 4 заключения об отказе в государственной регистрации (4,5% от количества представленных на регистрацию актов): 3 заключения - в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству и 1 заключение - в связи нарушением порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2015 года число отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований незначительно уменьшилось. Так, в I полугодии 2015 года было отказано в государственной регистрации 5 муниципальных правовых актов, что составляет 8% от количества представленных на регистрацию актов.

Нарушением, установленного Федеральным законом № 131-ФЗ, порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, выявленного в 1 квартале 2016 года явилось несоблюдение установленного федеральным законом 30-дневного срока со дня официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня принятия самого решения. По данному основанию Управлением отказано в государственной регистрации решения о внесении изменений в устав муниципального образования Ломинцевское Щекинского района.

Кроме того, в 3 муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований (г. Ясногорск Ясногорского района, Ясногорский район, Дубенский район) были выявлены противоречия действующему законодательству, а именно:

- несоответствие вопросов местного значения муниципального образования, закрепленных в уставе, федеральному законодательству (Ясногорский район);

- несоответствие полномочий органов местного самоуправления муниципального образования, закрепленных в уставе, федеральному законодательству (Ясногорский район);

- несоответствие перечня оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, закрепленных в уставе, федеральному законодательству (г. Ясногорск Ясногорского района, Ясногорский район, Дубенский район).

Следует отметить, что коррупциогенные факторы в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований в I полугодии 2016 года, как и в аналогичном периоде прошлого года, выявлены не были. 

Таким образом, можно отметить тенденцию к уменьшению количества отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований по причине нарушения порядка их принятия, а также увеличения количества отказов по причине несоответствия нормам действующего законодательства.

Представляется, что уменьшение количества отказов по причине нарушения порядка принятия муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований связано с тем, что Управлением проводится работа с муниципальными образованиями: подготовка методических материалов по процедуре принятия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении и них изменений, процедуре их регистрации, консультирование, проведение семинаров и совещаний и др.

Увеличение же количества отказов по причине несоответствия нормам действующего законодательства связано с тем, что некоторыми муниципальными образованиями (в частности в отношении решений которых было отказано в государственной регистрации) не представлялись проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Управление для проведения правовой экспертизы проектов.

Вместе с тем, полагаем, что проводимая работа с муниципальными образованиями ведет к общей тенденции сокращения числа отказов в государственной регистрации.

 

И.о. начальника Управления                                                                          Н.М. Быкова

 

19 июля 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).