Вы здесь

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), а также типичные нарушения, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) за I полугодие 2014 года

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления. Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган в тридцатидневный срок на основании проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимает решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно статье 44 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав являются:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

За I полугодие 2014 года Управлением проведена проверка 5 уставов муниципальных образований и 144 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству (что на 10% больше, чем за аналогичный период 2013 года – 1 устав и 134 акта).

В ходе проведенной проверки представленных уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству Управлением составлено 2 заключения об отказе в государственной регистрации в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству (1,3 % от количества представленных на регистрацию актов).

Отказов в госрегистрации в связи нарушением порядка принятия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований не было.

Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2013 года число отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований значительно сократилось. Так, в I полугодии 2013 года было отказано в государственной регистрации 6 муниципальных правовых актов, что составляет 4,5% от количества представленных на регистрацию актов.

Данный факт связан с тем, что практически все муниципальные образования представляют в адрес Управления проекты решений о внесении изменений в уставы для согласования, а также с сокращением количества муниципальных образований со 134 до 92.

Типичными нарушениями, выявленными при государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, являются:

- несоответствие вопросов местного значения муниципального образования, закрепленных в уставе, федеральному законодательству (Страховское Заокского района, р.п. Дубна Дубенского района);

- несоответствие полномочий органов местного самоуправления муниципального образования, закрепленных в уставе, федеральному законодательству (р.п. Дубна Дубенского района);

- противоречия федеральному законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Страховское Заокского района, р.п. Дубна Дубенского района);

- несоответствие перечня оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, закрепленных в уставе, федеральному законодательству (р.п. Дубна Дубенского района);

- противоречия законодательству о выборах, в части установления завышенного возраста для кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования (р.п. Дубна Дубенского района);

- несоответствие системы муниципальных правовых актов, а также полномочий органов местного самоуправления по принятию данных актов, закрепленных в уставе, федеральному законодательству (р.п. Дубна Дубенского района);

- отсутствие в уставе оснований для отзыва депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Следует отметить, что коррупциогенные факторы в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований в I полугодии 2014 года, как и в аналогичном периоде прошлого года, выявлены не были.

Таким образом, можно отметить тенденцию уменьшения количества отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Представляется, что уменьшение количества отказов связано с тем, что Управлением проводится работа с муниципальными образованиями: подготовка методических материалов по регистрации, консультирование, предварительная работа с проектами муниципальных нормативных правовых актов, проведение выездных семинаров и совещаний и др.

Указанные меры позволили значительно сократить количество отказов в регистрации уставов муниципальных образований, в том числе по причине несоответствия нормам действующего законодательства.

 

Начальник Управления                                                                              И.Ф. Тамбовцев

07 июля 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).