Вы здесь

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), а также типичные нарушения, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) за 2014 год

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления. Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу субъекта Российской Федерации, законам, иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.7 федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Управление в тридцатидневный срок на основании проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимает решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ) основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав являются:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного Федеральным законом №131-ФЗ порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

В 2014 году Управлением проведена проверка 16 уставов муниципального образования и 243 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству (что на 12% больше, чем в 2013 г. – 19 Уставов и 204 акта).

В ходе проведенной проверки представленных уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству Управлением составлено 9 заключений об отказе в государственной регистрации (3,5% от количества представленных на регистрацию актов): 5 заключений - в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству и 4 заключения - в связи нарушением порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2013 года число отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований сократилось. Так, в 2013 году было отказано в государственной регистрации 13 муниципальных правовых актов, что составляет 6% от количества представленных на регистрацию актов.

Данный факт связан с тем, что практически все муниципальные образования представляют в адрес Управления проекты решений о внесении изменений в уставы для согласования. А также с сокращением количества муниципальных образований со 134 до 103.

Типичными нарушениями порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ являются:

- несоблюдение установленного федеральным законом 30-дневного срока со дня официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня принятия самого решения. По данному основанию Управлением отказано в государственной регистрации 5 муниципальных правовых актов. Это муниципальные образования Арсеньевский район и р.п. Арсеньево Арсеньевского района;

- принятие муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования представительным органом муниципального образования при отсутствии необходимого кворума. По данному основанию Управлением отказано в государственной регистрации решения муниципального образования Крапивенское Щекинского района;

- принятие муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава. Так, например, проект решения о внесении изменений в устав муниципального образования Богучаровское Киреевского района был опубликован без установленного представительным органом муниципального образования порядка учёта предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Кроме того, в 5 муниципальных правовых актах о внесении изменений в устав муниципальных образований (что составляет 55% от общего числа отказов) были выявлены противоречия действующему законодательству:

- несоответствие полномочий органов местного самоуправления муниципального образования, закрепленных в уставе, федеральному законодательству (Страховское Заокского района, р.п. Дубна Дубенского района);

- противоречия, в части закрепления за главой муниципального образования полномочий главы администрации муниципального образования (р.п. Дубна Дубенского района, Иевлевское Богородицкого района, Бородинское Киреевского района);

- противоречие законодательству о выборах, в части установления минимального возраста для избрания депутатов муниципального образования (р.п. Дубна Дубенского района);

- несоответствие оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, главы местной администрации федеральному законодательству (р.п. Дубна Дубенского района, Иевлевское Богородицкого района).

Следует отметить, что в 2 муниципальных правовых актах о внесении изменении в уставы муниципальных образований были выявлены коррупциогенные факторы (р.п. Дубна Дубенского района, Иевлевское Богородицкого района) - широта дискреционных полномочий (п. «а» ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96).

Как показывает практика, причинами отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы являются отсутствие в большинстве муниципальных образований квалифицированных специалистов и юристов, частая смена специалистов, занимающихся внесением изменений в устав муниципального образования, поддерживаемой в актуальном состоянии правовой базы федерального и регионального законодательства, а также в ряде случаев и ненадлежащее отношение глав муниципальных образований к соблюдению установленного порядка принятия уставов, отношение к данной процедуре как к формальности.

Вместе с тем, можно отметить тенденцию уменьшения количества отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Представляется, что уменьшение количества отказов связано с тем, что Управлением проводится работа с муниципальными образованиями: подготовка методических материалов по регистрации, консультирование, предварительная работа с проектами муниципальных нормативных правовых актов, проведение выездных семинаров и совещаний и др.

Указанные меры позволили значительно сократить количество отказов в регистрации уставов муниципальных образований, в том числе по причине несоответствия нормам действующего законодательства.

 

Начальник Управления                                                                              И.Ф. Тамбовцев

25 февраля 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).