Вы здесь

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), а также типичные нарушения, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) за I полугодие 2015 года

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления. Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган в тридцатидневный срок на основании проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимает решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно статье 44 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав являются:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

За I полугодие 2015 года Управлением проведена проверка 60 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству (что в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года – 5 уставов и 144 акта).

В ходе проведенной проверки представленных уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству Управлением составлено 5 заключений об отказе в государственной регистрации (8% от количества представленных на регистрацию актов): 1 заключение - в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству и 4 заключения - в связи нарушением порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2014 года число отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований незначительно увеличилось. Так, в I полугодии 2014 года было отказано в государственной регистрации 2 муниципальных правовых актов, что составляет 1,3% от количества представленных на регистрацию актов.

Типичными нарушениями порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ, являются:

- несоблюдение установленного федеральным законом 30-дневного срока со дня официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав до дня принятия самого решения. По данному основанию Управлением отказано в государственной регистрации 2 муниципальных правовых актов. Это муниципальные образования город Суворов Суворовского района и Суворовский район;

- принятие муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования представительным органом муниципального образования при отсутствии необходимого кворума. По данному основанию Управлением отказано в государственной регистрации 2 решений (Воскресенское Дубенского района и Юго-Восточное Суворовского района);

Кроме того, в 1 муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования (Узловский район) были выявлены противоречия действующему законодательству, а именно:

- несоответствие перечня оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, закрепленных в уставе, федеральному законодательству;

- несоответствия федеральному закону в части установления ограничений для главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе;

- несоответствие федеральному закону в части организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа муниципального образования.

Следует отметить, что коррупциогенные факторы в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований в I полугодии 2015 года, как и в аналогичном периоде прошлого года, выявлены не были.

Таким образом, можно отметить тенденцию к незначительному увеличению количества отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований по причине нарушения порядка их принятия, а также сокращению количество отказов по причине несоответствия нормам действующего законодательства.

Представляется, что основными причинами увеличения числа отказов по причине нарушения порядка принятия муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований являются отсутствие в большинстве муниципальных образований квалифицированных специалистов и юристов, поддерживаемой в актуальном состоянии правовой базы федерального и регионального законодательства; а также, в некоторых случаях, и ненадлежащее отношение глав муниципальных образований к выполнению собственных полномочий по обеспечению соответствия муниципальных правовых актов требованиям федерального и регионального законодательства, несвоевременное принятие мер для устранения нарушений закона.

Уменьшение же количества отказов по причине несоответствия нормам действующего законодательства связано с тем, что Управлением поводится правовая экспертиза проектов уставов муниципальных образований, проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Вместе с тем, полагаем, что проводимая работа с муниципальными образованиями, а именно: подготовка методических материалов по регистрации, консультирование, предварительная работа с проектами муниципальных нормативных правовых актов, проведение выездных семинаров и совещаний и др., позволит сократить число отказов в государственной регистрации.

 

 

Начальник Управления                                                                              И.Ф. Тамбовцев

08 июля 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).