Вы здесь

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), в том числе типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований) за 2016 год

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления. Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган в тридцатидневный срок на основании проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимает решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно статье 44 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования являются:

1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

За 2016 год Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) проведена проверка 1 устава муниципального образования и 142 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству (что на 10% больше, чем за аналогичный период 2015 года – 127 актов).

В ходе проведенной проверки представленных уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству Управлением составлено 5 заключений об отказе в государственной регистрации (3,5% от количества представленных на регистрацию актов): 4 заключения - в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству и 1 заключение - в связи нарушением порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2015 года число отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований незначительно уменьшилось. Так, в 2015 году было отказано в государственной регистрации 7 муниципальных правовых актов, что составляет 5,5% от количества представленных на регистрацию актов.

Нарушением, установленного Федеральным законом № 131-ФЗ, порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, выявленного в 2016 году явилось несоблюдение установленного Федеральным законом 30-дневного срока со дня официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования (проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) до дня принятия самого устава (решения). По данному основанию Управлением отказано в государственной регистрации решения о внесении изменений в устав муниципального образования Ломинцевское Щекинского района.

Кроме того, в 4 муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований (г. Ясногорск Ясногорского района, Ясногорский район, Дубенский район, Бородинское Киреевского района) были выявлены противоречия действующему законодательству, а именно:

- несоответствие вопросов местного значения муниципального образования, закрепленных в уставе муниципального образования, федеральному законодательству (Ясногорский район);

- несоответствие полномочий органов местного самоуправления муниципального образования, закрепленных в уставе муниципального образования, федеральному законодательству (Ясногорский район);

- несоответствие перечня оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, закрепленных в уставе муниципального образования, федеральному законодательству (г. Ясногорск Ясногорского района, Ясногорский район, Дубенский район, Бородинское Киреевского района).

Следует отметить, что коррупциогенные факторы в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований в 2016 году, как и в аналогичном периоде прошлого года, выявлены не были. 

Таким образом, можно отметить тенденцию к уменьшению количества отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований по причине нарушения порядка их принятия, а также увеличения количества отказов по причине несоответствия нормам действующего законодательства.

Представляется, что уменьшение количества отказов по причине нарушения порядка принятия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований связано с тем, что Управлением проводится работа с муниципальными образованиями: подготовка методических материалов по процедуре принятия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении и них изменений, процедуре их регистрации, консультирование, проведение семинаров и совещаний и др.

Увеличение же количества отказов по причине несоответствия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований нормам действующего законодательства связано с тем, что некоторыми муниципальными образованиями (в частности в отношении решений которых было отказано в государственной регистрации) не представлялись проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в Управление для проведения правовой экспертизы проектов.

Вместе с тем, полагаем, что проводимая работа с муниципальными образованиями ведет к общей тенденции сокращения числа отказов в государственной регистрации.

12 января 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).