Вы здесь

Анализ типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых заявителями при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций

В настоящее время на территории Тульской области зарегистрировано 1720 некоммерческих организаций. Ежегодно в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) на государственную регистрацию поступает более 150 документов вновь создаваемых организаций и около 300 для внесения изменений в учредительные документы.

Практика показывает, что большинство документов, поступающих на государственную регистрацию, соответствует и отвечает установленным законодательством требованиям. Так, за 6 месяцев 2017 года количество отказов в государственной регистрации по сравнению с предыдущим годом уменьшилось.

Специалисты Управления ежегодно анализируют основные ошибки, допускаемые при подготовке документов, обобщают практику, сформированную при рассмотрении документов, поступающих для государственной регистрации, с учетом изменений законодательства Российской Федерации в сфере некоммерческих организаций и рекомендаций Министерства юстиции Российской Федерации.

В целях уменьшения количества отказов в государственной регистрации различного вида, предлагаем обратить внимание на типичные ошибки, допускаемые заявителями при представлении документов для государственной регистрации некоммерческих организаций.

Указанные ошибки можно разделить на следующие группы:

1. Ошибки, допускаемые заявителями при оформлении документов для государственной регистрации:

1.1. при заполнении форм заявления;

1.2. при оформлении протоколов органов управления;

2. Ошибки, связанные с наличием в учредительных и иных документах положений, противоречащих федеральному законодательству.

 

1. Ошибки при оформлении документов для государственной регистрации.

1.1.Ошибки, допускаемые заявителями при заполнении форм документов.

Формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации (заявления), утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее – Требования).

При заполнении данных форм заявлений основными недостатками, препятствующими принятию положительного решения по результатам рассмотрения представленных документов, являются следующие:

1) Заполнения форм заявлений или уведомлений (далее – заявление) строчными буквами и чернилами синего цвета, однако, в соответствии с п. 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по указанному в Требованиях образцу.

2) При заполнении раздела 3 заявления формы Р11001 «Сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации» капитала, заполнение указанного раздела требуется только в отношении коммерческих организаций (п. 2.5 Требований).

3) При заполнении заявлений (№ Р11001, Р13001, Р14001), предусматривающих внесение в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности указывают коды основных и дополнительных видов экономической деятельности в количестве двух или трех цифровых знаков, в то время как согласно Требованиям в указанных кодах указывается не менее четырех цифровых знаков.

4) Наименование, указанное в конкретном пункте Устава организации и в протоколе, не идентично наименованию, указанному на титульном листе Устава организации и в заявлении по форме при создании № Р11001.

5) Неверно указывается наименование района («район» вместо «р-н»), города («город» вместо «г»), улицы («улица» вместо «ул»).

6) При внесении изменений в сведения о физическом лице, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, сведения о прекращении полномочий предыдущего руководителя и возложении обязанностей на нового руководителя указываются в одном бланке листа «К» заявления формы Р14001, а не в разных.

7) Если у физического лица имеется ИНН - идентификационный номер налогоплательщика (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), то показатель «ИНН» подлежит обязательному заполнению.

8) Представление незаполненных листов приложений к заявлению, листов приложений к заявлению, которые не содержат изменений либо содержат противоречивые данные, например, заполняется пункт 2.1 раздела 2 «Изменения вносятся» заявления формы № Р13001 о смене наименования, а прикладывается к заявлению лист на изменение адреса;

9) Количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при создании, часто не соответствуют количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за создание некоммерческой организации;

10) Сведения об учредителях некоммерческой организации не соответствуют данным регистрирующего учета.

При подготовке документов на государственную регистрацию, необходимо обращать внимания на основные требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган:

• печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов;

• заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами;

• наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается;

• незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в регистрирующий орган заявления не включаются;

• каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде;

• необходимо обратить внимание на правильность заполнения реквизитов для уплаты государственной пошлины.

 

1.2. Ошибки, допускаемые учредителями при оформлении протоколов учредительных собраний.

При подаче документов на государственную регистрацию наибольшее количество замечаний вызывает протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащие решения о создании некоммерческой организации, об утверждении учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов).

При оформлении протокола (выписки из протокола) необходимо учитывать общие требования к оформлению протокола, установленные Главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой протокол (выписка из протокола) в обязательном порядке должен включать:

1) дату, место и время проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

2) список учредителей - участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

3) сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.), информацию о наличии кворума указанного собрания заседания;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) существо принятых решений и результаты голосования по ним;

6) сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах органов (руководящих и контрольно-ревизионных органов);

7) фамилию и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания.

При составлении протокола учредительного собрания основными недостатками, препятствующими принятию положительного решения по результатам рассмотрения представленных документов, являются следующие:

1. Несоответствие даты принятия решения о внесении изменений учредительных и иных представленных для государственной регистрации документах или в сведения о некоммерческой организации, указанной в заявлении, дате проведения заседания полномочного органа, указанного в представленном протоколе;

2. Невыполнение требований пункта 42 Административного регламента, согласно которому в протоколе, представляемом для государственной регистрации некоммерческой организации, необходимо указывать список лиц (учредителей, участников или членов), присутствующих на заседании полномочного органа;

3. Представление протокола, содержащего более одного листа, не прошитым, не пронумерованным, без заверительной подписи заявителя количества листов на обороте последнего листа на месте прошивки, что не отвечает требованиям пункта 42 Административного регламента;

4. Представленный на государственную регистрацию протокол общего собрания учредителей не соответствует требованиям ст. 181.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в части отсутствия сведений о лицах, проводивших подсчет голосов (п.п.4 п.4);

5. Протокол общего собрания учредителей не соответствует требованиям п.3 ст. 50.1ГК РФ в части отсутствия в нем сведений о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица.

 

2.Ошибки, связанные с наличием в учредительных и иных документах положений, противоречащих федеральному законодательству.

Несоответствие положений учредительных документов некоммерческих организаций действующему законодательству выявляется чаще всего, поскольку вопрос подготовки качественных учредительных документов до настоящего времени является крайне сложным для представителей некоммерческих организаций. Зачастую это связано с тем, что лица, занимающиеся подготовкой документов для государственной регистрации, впервые готовят учредительные документы некоммерческой организации и не имеют представления о тех нюансах, которые содержатся в федеральных законах, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. Кроме того, на сегодняшний день в сети Интернет имеется большое количество «типовых уставов» некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм не соответствующих требованиям действующего законодательства.

В качестве типичных можно выделить следующие нарушения:

- положения уставов некоммерческих организаций не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

- в нарушение п.4 ст.3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в наименованиях некоммерческих организаций используются иностранные слова без перевода на русский язык (практическая транскрипция);

- в нарушение п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в наименовании некоммерческой организации содержится две организационно-правовые формы (например, Общественная организация «Ассоциация…….»);

- в нарушение п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в наименовании не отражен характер деятельности некоммерческой организации (например, Тульская областная общественная организация «Помощь»);

- в нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указанные в уставах виды деятельности, в том числе предпринимательской деятельности, не соответствует целям создания некоммерческой организации (например, в числе основных видов деятельности указывается ремонт автотранспорта, розничная торговля, деятельность автостоянок и др.);

- в нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (на религиозные организации не распространяется) зачастую в уставах не закреплен порядок формирования руководящих и исполнительных органов, срок их полномочий, не разграничена компетенция данных органов (отдельные полномочия дублируются) либо компетенция отдельных органов управления отсутствует вообще;

- в нарушение п. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставах отсутствует порядок принятия решений высшим органом управления по вопросам исключительной компетенции либо закрепленный порядок принятия решений противоречит указанной норме закона;

- в нарушение п. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уставы закрепляют положения о правомочности заседаний высшего органа управления, противоречащие указанной норме закона (например, присутствие половины участников, передача права голоса иному лицу);

- в нарушение ст. 39.9. Земельного Кодекса Российской Федерации уставы предусматривают возможность иметь в бессрочном пользовании земельные участки;

- в нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имеющие символику, не прописывают ее описание в уставе;

- наличие в Уставе Организации формулировки «другие виды деятельности», «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания на перечень дополнительных видов деятельности и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление некоммерческой организацией деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в его наименование и уставных целях, недопустимо.

 

В целях не допущения ошибок при оформлении документов, предоставляемых для государственной регистрации, рекомендуем заявителям:

- изучать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческой организации, учитывая соответствующую организационно-правовую форму;

- знакомиться с информацией по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, размещенной на официальном интернет-сайте Управления, а также на информационных стендах в помещении Управления и в информационных буклетах;

обращаться за консультацией к специалистам Управления перед подачей документов.

13 июня 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).