Вы здесь

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), в том числе типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований) за 2017 год

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления. Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган в тридцатидневный срок на основании проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимает решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно статье 44 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования являются:

1) противоречие устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного Федеральным законом №131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

3) наличие в уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования коррупциогенных факторов.

За 2017 год Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) проведена проверка 207 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству (что на 30% больше, чем за аналогичный период 2016 года – 148 актов).

В ходе проведенной проверки представленных муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, наличию коррупциогенных факторов Управлением составлено 2 заключения об отказе в государственной регистрации (0,9% от количества представленных на регистрацию актов): 1 заключение - в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству и 1 заключение - в связи нарушением порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2016 года число отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований незначительно уменьшилось. Так, в 2016 году было отказано в государственной регистрации 5 муниципальных правовых актов, что составляет 3,5% от количества представленных на регистрацию актов.

Нарушением, установленного Федеральным законом № 131-ФЗ, порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, выявленного в 2017 году явилось принятие решения о внесении изменений в устав муниципального образования без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке муниципального правового акта. 

По данному основанию Управлением отказано в государственной регистрации решения о внесения изменений в устав муниципального образования Смородинское Узловского района, поскольку дата проведения публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в устав муниципального образования не соответствовала дате, указанной в решении о назначении публичных слушаний. При этом проведение публичных слушаний являлось обязательным, а граждане не были оповещены о перенесении даты проведения публичных слушаний, чем были нарушены их права на участие в осуществлении местного самоуправления.

Кроме того, в 1 муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования (Бородинское Киреевского района) были выявлены противоречия действующему законодательству, которые касались несоответствия перечня оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, закрепленных в уставе муниципального образования федеральному законодательству.

Следует отметить, что коррупциогенные факторы в уставах муниципальных образований, муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований в 2017 году, как и в аналогичном периоде прошлого года, выявлены не были. 

Таким образом, можно отметить тенденцию к уменьшению количества отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований как по причине нарушения порядка их принятия, так и по причине несоответствия нормам действующего законодательства.

Представляется, что уменьшение количества отказов связано с тем, что Управлением проводится систематическая работа с муниципальными образованиями: рассмотрение проектов уставов муниципальных образований и проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования; подготовка методических материалов по процедуре принятия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении и них изменений, процедуре их регистрации, консультирование, проведение семинаров и совещаний и др.

Таким образом, полагаем, что проводимая работа с муниципальными образованиями ведет к общей тенденции сокращения числа отказов в государственной регистрации.

11 января 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).