Вы здесь

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), а также типичные нарушения, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) за I полугодие 2018 года

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления. Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган в тридцатидневный срок на основании проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимает решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно статье 44 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав являются:

1) противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав;

3) наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.

 

За I полугодие 2018 года Управлением проведена проверка 91 муниципального правового акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству (что практически соответствует показателям аналогичного периода 2017 года – 100 актов).

В ходе проведенной проверки представленных муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, наличию коррупциогенных факторов Управлением составлено 4 заключения об отказе в государственной регистрации (4,3% от количества представленных на регистрацию актов) в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству.

Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года число отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований увеличилось. Так, в I полугодии 2017 года было отказано в государственной регистрации 1 муниципального правового акта в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству), что составило 0,9% от количества представленных на регистрацию актов.

В I полугодии 2018 причинами отказа в государственной регистрации всех 4 муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований (Демидовское Заокского района, Лазаревское Щекинского района, Бегичевское Богородицкого района, Чернский район) явились противоречия действующему законодательству, а именно:

- несоответствие перечня вопросов, подлежащих обязательному вынесению на публичные слушания, закрепленных в уставе муниципального образования, федеральному законодательству (Демидовское Заокского района, Лазаревское Щекинского района, Бегичевское Богородицкого района, Чернский район);

- несоответствие перечня исключительных полномочий представительного органа муниципального образования, закрепленных в уставе муниципального образования, федеральному законодательству (Демидовское Заокского района, Лазаревское Щекинского района, Бегичевское Богородицкого района, Чернский район).

Нарушений, установленного Федеральным законом № 131-ФЗ, порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также коррупциогенные факторы в I полугодии 2018 года, как и в аналогичном периоде прошлого года, выявлены не были.

Таким образом, можно отметить тенденцию к увеличению количества отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований по причине несоответствия нормам действующего законодательства.

Представляется, что такое увеличение отказов связано с динамичным изменением федерального законодательства. Так, решение, соответствующее действующему законодательству на момент его принятия, на момент государственной регистрации законодательству может уже не соответствовать в связи с изменением последнего.

Вместе с тем, полагаем, что проводимая работа с муниципальными образованиями, такая как рассмотрение проектов уставов муниципальных образований и проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования; подготовка методических материалов по процедуре принятия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении и них изменений, процедуре их регистрации, консультирование, проведение семинаров и совещаний, ведет к общей тенденции сокращения числа отказов в государственной регистрации.

16 июля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).