Вы здесь

Анализ результатов правоприменительной практики Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управление осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок реализации Минюстом России и его территориальными органами контрольно-надзорных полномочий, являются:

1. Федеральный закон от 26.12:2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о государственном контроле);

2. Федеральный закон от 12.01.1996 №7–ФЗ «О некоммерческих организациях»;

3. Федеральный закон от 19.05.1995 №82–ФЗ «Об общественных объединениях»;

4. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

5. Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях»;

6. Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705;

7. Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456.

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных действующим законодательством, посредством не только организации и проведения проверок юридических лиц, но и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами (статья 2 Закона о государственном контроле).

В соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами формами контрольно-надзорной деятельности являются: проведение проверок, анализ отчетности, посещение мероприятий и текущий мониторинг деятельности.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий с учетом характера выявленных нарушений могут быть такие меры реагирования, как:

• вынесение предупреждения (внесение представления);

• составление протокола об административном правонарушении;

• приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;

• направление в суд административного искового заявления о ликвидации некоммерческой организации;

• направление в суд административного искового заявления о признании общественного объединения или религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении их из ЕГРЮЛ.

Кроме того, в порядке межведомственного взаимодействия - направление в компетентный контрольно-надзорный орган информации о наличии в деятельности некоммерческой организации нарушений, выходящих за рамки компетенции Минюста России и его территориальных органов.

Пунктом 5 части второй статьи 38 Закона об общественных объединениях, подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, абзацем седьмым пункта 4 статьи 25 Закона о свободе совести предусмотрено право Минюста России и его территориальных органов в случае выявления нарушения общественным объединением, религиозной организацией и иной некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

В названных законах данное полномочие сформулировано как самостоятельное, реализация которого может быть не связана с реализацией других контрольных полномочий.

Таким образом, Минюст России и его территориальные органы при выявлении фактов нарушения общественным объединением, религиозной организацией и иной некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации вне рамок проведения проверок, анализа отчетов и посещения мероприятий вправе вынести в адрес таких организаций письменное предупреждение.

В аналогичном порядке может быть реализовано полномочие, предусмотренное пунктом 1 части второй статьи 38 Закона об общественных объединениях, подпунктом 1 пункта 5 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, абзацем первым пункта 4 статьи 25 Закона о свободе совести.

За невыполнение в установленный срок предупреждения подпунктом 1 пункта 4.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и абзацем первым пункта 5 статьи 25 Закона о свободе совести предусмотрена возможность проведения внеплановой проверки, частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - возможность привлечения к административной ответственности. Также в отношении организаций, не исполнивших предупреждение, с учетом складывающейся ситуации возможно принятие иных мер реагирования, включая направление в суд административного искового заявления о ликвидации.

В порядке осуществления контрольно-надзорных функций за деятельностью некоммерческих организаций за 2018 год отделом по делам некоммерческих организаций Управления было проведено 66 плановых документарных и выездных проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций уставным целям и законодательству Российской Федерации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества и 1 внеплановая выездная проверка. Из них проверено 18 общественные организации, 38  иных некоммерческих организаций, 5 религиозных организации и 6 региональных отделения политических партий. За период 2017 года Управлением проверена деятельность 61 некоммерческой организации: 17 – общественных организаций, 17 – религиозных организаций, 27 – иных некоммерческих организациях.

По результатам 2018 года в адрес некоммерческих организаций Управлением вынесено 314 предупреждений за нарушения требований законодательства Российской Федерации, составлено 104 протокола об административном правонарушении. В суды общей юрисдикции направлено 55 административных исковых заявлений о ликвидации (прекращении деятельности) и исключении из Единого реестра юридических лиц некоммерческих организаций (общественных организаций).

Кроме того, Управлением было подано в Тульский областной суд 3 административных исковых заявления о ликвидации региональных отделений политических партий и 8 административных исковых заявлений о приостановлении  деятельности.

В ходе проведения проверок выявлены следующие нарушения в деятельности некоммерческих организаций:

1. В нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон №82-ФЗ) и части 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон №7-ФЗ) некоммерческие организации не исполняют обязанность по информированию органа, принявшего решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ) (в частности, изменений, касающихся сведений об адресе и о лице, действующем без доверенности), в течение трех дней с момента таких изменений, и не представляют соответствующие документы для государственной регистрации таких изменений.  

2. В нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Закон № 82-ФЗ, согласно которой  общественные организации обязаны ежегодно  информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, не представляется информация о продолжении деятельности в произвольной форме.

3. В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» общественные организации обязаны информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 15 апреля года, следующего за отчетным. В нарушение указанного положения отчеты по форме ОН0003 организациями представляются несвоевременно.

4. В соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 7- ФЗ некоммерческие организации не имеют право распределять прибыль между участниками, однако, в нарушении указанного положения Организации оказывают материальную помощь членам (участникам) Организации.

5. Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе, решении собрания  должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако  некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

6. В нарушение п. 3.2 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, п. 2, п. 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252, отчеты о продолжении деятельности в сети Интернет не размещены, в средствах массовой информации не опубликованы, либо размещены несвоевременно.

7. В нарушение п. 3.1 ст.32 Закона № 7-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов некоммерческие организации несвоевременно представляют в Управление информацию в произвольной форме о продолжении деятельности.

8. Благотворительные некоммерческие организации не представляют отчетность, предусмотренную статьей 19 Федерального закона от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которой благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

9. В нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ,  абзаца второго части 2 статьи 7 закона № 7-ФЗ общественными объединениями и п. 2 ст. 123.18 Гражданского  кодекса  Российской Федерации  и фондами ежегодно не публикуется отчет об использовании  имущества и не обеспечивается  доступность ознакомления с указанным отчетом.

10. Несоблюдение некоммерческими организациями требований учредительных документов, являющихся в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязательными для исполнения самой некоммерческой организацией ее учредителями (участниками). В частности, некоммерческими организациями не соблюдаются положения уставов, касающиеся порядка формирования и организации деятельности руководящих и контрольно-ревизионных органов, в том числе о периодичности проведения заседаний высшего и коллегиальных органов, их правомочности.

11.В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. В нарушение указанной нормы некоммерческие организации в ходе осуществления своей деятельности используют символику, описание которой отсутствует в учредительных документах.

12. В Едином государственном реестре юридических лиц сведения о кодах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности не соответствуют целям и видам деятельности некоммерческих организаций, предусмотренных их учредительными документами.

13. Отделениями общероссийских общественных объединений не предоставляются документы, необходимые для внесения изменений в сведения об Отделениях, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменениями, внесенными в уставы Общероссийских общественных объединений, на основании которых действуют Отделения.

14. Ряд положений уставов некоммерческих организаций вступают в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации в действующей редакции, в связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

По результатам проверок финансово-хозяйственной некоммерческих организаций случаи несоответствия расходования денежных средств и использования имущества уставным целям некоммерческими организациями Управлением выявлены не были.

В ходе анализа отчетов некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

- некоммерческие организации, зарегистрированные в форме общественных объединений вместо информации о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц ошибочно размещают на Портале НКО сообщение о продолжении деятельности в соответствии п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

- некоторые некоммерческие организации иных организационно-правовых форм ошибочно представляют совместно с формами № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов» и № ОН0002 «Отчет о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства» также форму № ОН0003, утвержденную для общественных объединений;

- имеются случаи нарушения законодательства в части использования некоммерческими организациями символики, совпадающей с символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- при анализе представляемой отчетности Управлением систематически выявляются нарушения требований законодательства в части соблюдения 3-х дневного срока представления сведений об изменении данных, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц, установленного статьей 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (изменение адреса, смене руководителя и т.д.);

- продолжают поступать отчеты по ранее действовавшим формам, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

24 декабря 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).