Вы здесь

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы), а также типичные нарушения, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) за 2018 год

Анализ заключений об отказах в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, в том числе типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований за 2018 год (далее – анализ) проведен в соответствии с пунктом 4.3 решения Координационного совета при Главном управлении Минюста по Москве от 30.11.2012.

Уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования принимаются иные муниципальные правовые акты, и осуществляется деятельность органов местного самоуправления. Устав муниципального образования, как акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования и не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган в тридцатидневный срок на основании проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тульской области, законам Тульской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования принимает решение о государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования либо мотивированное решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно статье 44 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования являются:

1) противоречие устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного Федеральным законом №131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

3) наличие в уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования коррупциогенных факторов.

За 2018 год Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) проведена проверка 192 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, представленных на государственную регистрацию, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству (что практически соответствует показателям аналогичного периода 2017 года – 207 актов).

В ходе проведенной проверки представленных муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, наличию коррупциогенных факторов Управлением составлено 4 заключения об отказе в государственной регистрации (2,08% от количества представленных на регистрацию актов) в связи с выявленными противоречиями действующему законодательству.

Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2017 года число отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципальных образований увеличилось. Так, в 2017 году было отказано в государственной регистрации в отношении 2 муниципальных правовых актов или 0,97% от количества представленных на регистрацию актов.

В 2018 году причинами отказа в государственной регистрации всех 4 муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований (Демидовское Заокского района, Лазаревское Щекинского района, Бегичевское Богородицкого района, Чернский район) явились противоречия действующему законодательству, а именно:

- несоответствие перечня вопросов, подлежащих обязательному вынесению на публичные слушания, закрепленных в уставе муниципального образования, федеральному законодательству (Демидовское Заокского района, Лазаревское Щекинского района, Бегичевское Богородицкого района, Чернский район);

- несоответствие перечня исключительных полномочий представительного органа муниципального образования, закрепленных в уставе муниципального образования, федеральному законодательству (Демидовское Заокского района, Лазаревское Щекинского района, Бегичевское Богородицкого района, Чернский район).

Нарушений установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также коррупциогенные факторы в 2018 году, как и в аналогичном периоде прошлого года, выявлены не были.

Таким образом, можно отметить тенденцию к увеличению количества отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований по причине несоответствия нормам действующего законодательства.

Представляется, что такое увеличение отказов связано с динамичным изменением федерального законодательства. Так, решение соответствующее действующему законодательству на момент его принятия, на момент государственной регистрации законодательству может уже не соответствовать в связи с изменением последнего.

Вместе с тем, полагаем, что проводимая работа с муниципальными образованиями, такая как рассмотрение проектов уставов муниципальных образований и проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования; подготовка методических материалов по процедуре принятия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении и них изменений, процедуре их регистрации, консультирование, проведение семинаров и совещаний, ведет к общей тенденции сокращения числа отказов в государственной регистрации.

14 января 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).