Вы здесь

Обзор нормотворчества Тульской области в сфере государственной гражданской службы (по состоянию на 05.02.2019)

1. Введение. 

Становление и развитие института государственной гражданской службы занимает приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. 

Проведение мониторинга законодательства Тульской области в сфере государственной гражданской службы имеет своей целью изучение и оценку внедрения норм федерального законодательства и требований в практику деятельности государственных органов, а также выявление погрешностей и трудностей в его реализации.

 

2. Анализ федерального законодательства в сфере государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. 

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Исходя из данной конституционной нормы следует, что государственная служба Российской Федерации основана на принципе равного доступа граждан к государственной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.п. Таким образом, запрещается всякая дискриминация при поступлении и прохождении государственной службы по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, что в качестве общего принципа предопределено и в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации.

В силу п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации только федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации и регулируется исключительно актами федерального уровня. Непосредственного упоминания того, что государственная служба субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, или в исключительном ведении Российской Федерации в Конституции Российской Федерации не содержится. Тем не менее, следует учитывать, что согласно Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти (п. «н» ч. 1 ст. 72), административное и трудовое законодательство (п. «к» ч. 1 ст. 72) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из чего можно сделать вывод, что государственная служба субъекта Российской Федерации относится к предметам совместного ведения.

Подтверждение этому можно найти в основополагающих федеральных законах, регулирующих правоотношения в указанной сфере. Так, Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», выделяющим такие виды государственной службы Российской Федерации как государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, установлено, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. При этом согласно п. 4 ст. 2 данного Федерального закона правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (ст. 5 указанного Федерального закона).

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере государственной гражданской службы являются:

- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 58-ФЗ), которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации;

- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. 

Во исполнение положений федеральных законов изданы Указы Президента Российской Федерации:

- от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»;

- от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

- от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»;

- от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

- от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»; 

- от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

- от 31.12.2005  № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»; 

- от 06.06.2007  № 722 «Об утверждении положения о порядке проведения экспериментов в ходе реализации федеральных программ развития федеральной государственной гражданской службы»;

- от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- от 21.12.2009 № 1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение»;

- от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»; 

- от 28.12.2013 № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации»;

- от 14.05.2014 № 334 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на федеральную государственную гражданскую службу в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, создаваемые на территориях Республики Крым и г. Севастополя»;

- от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»;

- от 23.06.2014 № 443 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)»;

- от 28.10.2014 № 697 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации»  и другие.

- от 31.12.2014 № 835 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»;

- от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» и другие.

Значительное число нормативных актов в данной сфере принимает Правительство Российской Федерации. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 900 утвержден перечень категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 № 667-р утверждена форма анкеты, подлежащая представлению в государственный орган, орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации,  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения  федеральным государственным гражданским служащим. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» определен порядок сообщения лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, государственными (муниципальными) служащими, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации; постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Своими актами Правительство Российской Федерации также устанавливает и повышает должностные оклады, надбавки, компенсации и другие выплаты, определяет порядок исчисления трудового стажа (выслуги лет), количество должностей, условия проезда и пр. отдельным категориям государственных служащих.

Ведомственные нормативные правовые акты по вопросам прохождения госслужбы в отдельных федеральных органах исполнительной власти зачастую распространяют свое действие исключительно на сотрудников данных учреждений.

Кроме того, в сфере государственной гражданской службы имеется большая правоприменительная практика Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации. Например:

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2011 г. № 82-Г10-9 «Об отмене решения Курганского областного суда от 15.11.2010 и признании недействующим пункта 2 статьи 50 Закона Курганской области от 04.03.2005 № 28 «О государственной гражданской службе Курганской области» (в редакции Закона Курганской области от 04.06.2010 N 15);

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2011 г. № 44-Г11-30 «Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 17.06.2011, которым было частично удовлетворено заявление об оспаривании Закона Пермского края от 06.03.2007 № 8-ПК «О Законодательном Собрании Пермского края»;

- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 г. № 1691-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 4 Закона Вологодской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области»;

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 г. № КАС12-15 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации  от 28.11.2011 N ГКПИ11-1773», которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утв. Указом Президента Российской Федерации  от 01.02.2005 N 113;

- постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2012 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края»;  

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2013 № 58-АПГ13-8 «Об оставлении без изменения решения Хабаровского краевого суда от 11.04.2013», которым отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим законодательству и недействующим постановления правительства Хабаровского края от 24.12.2012 № 458-пр.; 

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № АПЛ14-65 установлено, служба лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы России обладает правовым статусом федеральной государственной службы, поэтому сотрудники обязаны представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2015 № 53-АПГ15-41 «Об оставлении без изменения решения Красноярского краевого суда от 21.04.2015, которым удовлетворено заявление о признании частично недействующими положений Закона Красноярского края от 09.06.2005 № 14-3538 «Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края»;

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2015 N 5-АПГ15-37 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 26.01.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 21 Указа мэра Москвы от 13.12.2005 № 83-УМ «О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных гражданских служащих города Москвы»;

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2016 № 55-АПГ-16-3 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Хакасия от 18.01.2016, которым частично удовлетворено заявление о признании недействующими раздела 6 и пункта 4.2 Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Республики Хакасия Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, утвержденного приказом Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия от 10.04.2015 N 41»;

- определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2016 № 83-АПГ15-5 «Об отмене решения Брянского областного суда от 11.09.2015 и признании недействующим Закона Брянской области от 28.12.2005 № 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области»;

- апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.07.2016 № 42-АПГ16-6

«Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 21.03.2016, которым было удовлетворено исковое заявление о признании недействующим Закона Республики Калмыкия от 22.02.2007 № 335-III-З (в редакции от 14.05.2015) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия»;

- постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 № 785-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигуновой В.Н. на нарушение ее конституционных прав положением подпункта «ж» пункта 3 статьи 4 Закона города Москвы «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной гражданской службы города Москвы государственных гражданских служащих города Москвы»;

- апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 № 117-АПГ17-3

«Об оставлении без изменения решения Севастопольского городского суда от 20.12.2016, которым были признаны недействующими пункты 1 и 2 статьи 2 Закона г. Севастополя от 20.07.2015 № 169-ЗС «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, а также государственных гражданских служащих города Севастополя»;

- апелляционное определение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 № 82-АПГ17-6 «Об оставлении без изменения решения Курганского областного суда от 07.07.2017, которым было частично удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим пункта 4 статьи 2 Закона Курганской области от 31.10.2014 № 63 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» и подпункта 1 пункта 4 статьи 23 Закона Курганской области от 04.03.2005 № 28 О государственной гражданской службе Курганской области»;

- постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.11.2017 № 2719-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бондаренко С.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 1-1 статьи 2 Закона Тульской области «О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области»;                  

- апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18.04.2018 № 117-АПГ18-3 «Об оставлении без изменения решения Севастопольского городского суда от 27.12.2017, которым было удовлетворено заявление о признании недействующим в части Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя»;

- апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.10.2018 № 51-АПГ18-14

«Об оставлении без изменения решения Алтайского краевого суда от 10.05.2018, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующей части 9 статьи 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 120-ЗС «О государственных должностях Алтайского края»; 

- апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31.10.2018 № 2-АПГ18-14

«Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 27.06.2018, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 3 пункта 3, пунктов 4, 13, абзаца 1 пункта 19, пункта 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области..., утв. постановлением губернатора Вологодской области от 11.01.2007 № 3» и т.д.

 

3. Полномочия органов государственной власти Тульской области в сфере государственной гражданской службы.

Из анализа положений федерального законодательства о государственной гражданской службе следует, что субъекты Российской Федерации наделены широкими полномочиями по регулированию указанных отношений на своих территориях. Так, органы госвласти субъекта Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации вправе:

-  утверждать должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждать реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 79-ФЗ); 

- определять порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 11 ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ);

- определять квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности для гражданских служащих субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 79-ФЗ);

- образовывать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ); 

- утверждать Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи  (ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ); 

- устанавливать размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, производить увеличение (индексацию) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч.ч. 4, 12 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ);

- устанавливать перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих (ч. 15 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ); 

- устанавливать порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ);

- определять случаи, порядок и размер выплаты по обязательному государственному страхованию гражданским служащим субъекта Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 79-ФЗ);

- устанавливать порядок и условия командирования госслужащего субъекта Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 79-ФЗ);

- устанавливать порядок и условия возмещения гражданскому служащему субъекта Российской Федерации расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (п. 9 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 79-ФЗ);

- устанавливать порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства (ч. 6 ст. 55 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждать государственный заказ субъекта Российской Федерации на мероприятия по профессиональному развитию  гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая его объем и структуру (ч. 4 ст. 63 Федерального закона № 79-ФЗ);

- утверждать положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации (ч. 12 ст. 64 Федерального закона № 79-ФЗ);

- осуществлять финансирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 58-ФЗ).

Также субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от  15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от  15.12.2001  № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относятся:

- решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда государственных служащих органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3);

- организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации (подпункт 62 пункта 2 статьи 26.3);

- определение размеров и условий оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, установление региональных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов бюджета субъекта Российской федерации на финансовое обеспечение полномочий (пункт 2 статьи 26.14).

Субъекты Российской Федерации наделены и иными полномочиями по регулированию правоотношений в сфере государственной службы субъекта Российской Федерации.

 

4. Анализ действующего законодательства Тульской области в сфере государственной гражданской службы.

Законодательство Тульской области по вопросам государственной гражданской службы Тульской области основывается на положениях Конституции Российской Федерации и федеральных законов, иных актах федерального уровня и состоит из Устава (Основного Закона) Тульской области, законов и иных нормативных правовых актов Тульской области.

В Тульской области по данным федерального регистра, по состоянию на 5 февраля 2019 г. принято 414 нормативных правовых актов по вопросам государственной службы субъекта Российской Федерации, из них действующими числится 327 актов. Из которых действует 80  базовых правоустанавливающих актов (из них 22 Закона области, 2 постановления Тульской областной Думы, 33 акта Губернатора Тульской области, 22 акта высшего исполнительного органа области, 1 акт иных органов исполнительной власти области), 247 актов о внесении изменений и дополнений.

На момент проведения предыдущего мониторинга в сфере государственной гражданской службы (1 февраля 2018 года) действовало 320 нормативных правовых актов, из которых 76 базовых правоустанавливающих актов и 244 акта о внесении изменений и дополнений.

Таким образом, в Тульской области продолжается процесс формирования нормативной базы в сфере государственной гражданской службы, наряду с принятием новых актов, ведется работа по своевременному внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.

За отчетный период органами государственной власти Тульской области было принято 28 нормативных правовых актов, среди которых 4 базовых правоустанавливающих акта и 24 акта о внесении изменений и дополнений. Так, Тульской областной Думой в отчетном периоде принято постановление от 12.07.2018 № 54/1605 «О конкурсной комиссии и методике проведения конкурсов», которым утверждено Положение о конкурсной комиссии для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Тульской области в аппарате Тульской областной Думы.

Законом Тульской области от 25.10.2018 № 83-ЗТО «О внесении изменений в статью 2 Закона Тульской области «О ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области» установлено, что выплата доплаты к пенсии лицам, прекратившим исполнение полномочий по государственной должности до достижения ими пенсионного возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно), назначенной им после 9 мая 2016 года в связи с достижением ими такого возраста, прекращается. Решение о прекращении выплаты доплаты к пенсии принимается руководителем государственного органа, принявшим решение о ее назначении, в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Закона. Выплата доплаты к пенсии прекращается со дня принятия решения о прекращении выплаты доплаты к пенсии руководителем государственного органа.

Правительством Тульской области в отчетном периоде приняты постановления от 28.04.2018 № 170 «О мерах по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Тульской области, лиц, замещающих государственные должности Тульской области, и лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Тульской области», а также от 07.08.2018 № 307 «Об утверждении Методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Тульской области и включение в кадровый резерв органов исполнительной власти и аппарата правительства Тульской области».

Основополагающим актом, регулирующим рассматриваемые правоотношения является Закон от 31.10.2005 № 623-ЗТО «О государственной гражданской службе Тульской области», который устанавливает правовые основы организации государственной службы Тульской области и правовое положение государственных служащих Тульской области. В данном законе закреплено большинство полномочий субъекта по данному вопросу, а именно: установлены должности гражданской службы области, дана классификация должностей гражданской службы области, введен реестр должностей государственной гражданской службы Тульской области, определены классные чины гражданской службы области, установлены квалификационные требования к должностям гражданской службы области, введена обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, определен порядок предоставления отпусков гражданским служащим области, решены вопросы оплаты труда гражданского служащего области, сформирован фонд оплаты труда, установлены государственные гарантии гражданских служащих области, урегулированы вопросы профессиональной подготовки кадров для гражданской службы области и дополнительного профессионального образования гражданских служащих области, предусмотрен государственный заказ области, программы развития гражданской службы области, решены вопросы финансирования гражданской службы области. 

Законом Тульской области от 31.10.2005 № 624-ЗТО «О реестре должностей государственной гражданской службы Тульской области» во исполнение нормы ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 79-ФЗ установлен статус  должностей государственной гражданской службы Тульской области в аппарате Тульской областной Думы, аппарате правительства Тульской области, органах исполнительной власти Тульской области и их территориальных органах, аппарате избирательной комиссии Тульской области, аппарате счетной палаты Тульской области, аппаратах мировых судей в Тульской области, аппарате уполномоченных в Тульской области.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области установлено соотношение должностей муниципальной службы в Тульской области и должностей государственной гражданской службы Тульской области (Закон Тульской области от 07.07.2008 № 1048-ЗТО).

Установлены особенности правового регулирования контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Тульской области, и иных лиц их доходам (Закон Тульской области  от 07.02.2013 № 1877-ЗТО «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Тульской области, и иных лиц их доходам и о внесении изменений в Закон Тульской области «О государственной гражданской службе Тульской области»). 

Кроме того, определены случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Тульской области (Закон Тульской области от 01.04.2013 № 1895-ЗТО «Об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих Тульской области»).

В Тульской области действуют законы области, направленные на регулирование правоотношений, связанных с оплатой труда государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности Тульской области: от 30.10.2005 № 621-ЗТО, от 31.10.2005 № 622-ЗТО.

Также принят Закон области, устанавливающий порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации и Тульской области государственным гражданским служащим Тульской области (от 28.12.2005 № 661-ЗТО).

Постановление, принятое областной Думой по вопросам госслужбы, направлено на утверждение Положения о конкурсной комиссии для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Тульской области в аппарате Тульской областной Думы (ПТОД от 12.07.2018 № 54/1605).

Во исполнение норм федерального и областного законодательства высшим исполнительным органом государственной власти области также были приняты постановления по вопросам государственной службы области, которыми:

- установлен порядок оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Тульской области и урегулированию конфликта интересов, образуемых администрацией Тульской области (постановление администрации Тульской области от 26.01.2006 № 53); 

- утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти и подразделений аппарата администрации Тульской области (постановление администрации Тульской области от 20.02.2006 № 93); 

- утвержден порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Тульской области (постановление администрации Тульской области от 29.07.2008 № 406);

- утвержден перечень должностей государственной гражданской службы Тульской области в аппарате правительства Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться (Постановление правительства Тульской области от 13.02.2012 № 51) и др.

Отдельные вопросы в сфере государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации урегулированы актами  Губернатора Тульской области, в частности: 

- утвержден Порядок проведения испытания государственных гражданских служащих при назначении на должности государственной гражданской службы в органы исполнительной власти и подразделениях аппарата правительства Тульской области (постановление Губернатора Тульской области от 19.07.2007 № 44-пг);

- определены Порядок и условия возмещения расходов, связанных с переездом государственного гражданского служащего Тульской области и членов его семьи в другую местность при переводе государственного гражданского служащего Тульской области в другой государственный орган Тульской области (постановление Губернатора Тульской области от 18.12.2007 № 102-пг);

- утвержден Порядок зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет (постановление Губернатора Тульской области от 22.12.2008 № 81-пг);

- утверждены правила предоставления государственным гражданским служащим Тульской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (постановление Губернатора Тульской области от 21.10.2009 № 50-пг);

- утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тульской области, и государственными гражданскими служащими Тульской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (постановление Губернатора Тульской области от 10.11.2009 № 55-пг);

- утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Тульской области и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Тульской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования (указ Губернатора Тульской области от 31.07.2013 № 107);

- утверждено Положение о порядке формирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Тульской области (постановление Губернатора Тульской области от 09.06.2011 № 29-пг);

- утвержден Порядок и условия командирования государственных гражданских служащих Тульской области  (указ Губернатора Тульской области от 14.11.2011 № 18);

- утвержден Порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы тульской области, и государственными гражданскими служащими тульской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими тульской области требований к служебному поведению (указ Губернатора Тульской области от 14.11.2011 № 25);

- утверждено Положение о подготовке кадров для государственной гражданской службы Тульской области по договорам на обучение (указ Губернатора Тульской области от 24.01.2012  № 4);

- утверждено Положение о представлении сведений о расходах государственными гражданскими (муниципальными) служащими Тульской области, определены должностные лица, уполномоченные на принятие решения об осуществление контроля, определен орган, осуществляющий контроль за расходами (указ губернатора Тульской области от 29.03.2013 № 43 «О мерах по реализации Закона Тульской области от 7 февраля 2013 года № 1877-ЗТО «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Тульской области, и иных лиц их доходам и о внесении изменений в Закон Тульской области «О государственной гражданской службе Тульской области»;

- утверждено Положение о сообщении лицами, замещающими государственные должности Тульской области, государственными гражданскими служащими Тульской области о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации (указ Губернатора Тульской области от 20.02.2014 № 24);  

- утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Тульской области, при замещении которых государственным гражданским служащим Тульской области запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории российской федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (указ Губернатора Тульской области от 23.03.2015 № 70);

- утверждено Положение о порядке принятия лицами, замещающими государственные должности Тульской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Губернатором Тульской области, государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти и аппарата правительства Тульской области почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций (указ Губернатора Тульской области от 09.11.2015 № 324);

- утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Тульской области, и лицами, замещающими государственные должности Тульской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Тульской области (указ Губернатора Тульской области от 13.11.2015 № 325);

- утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими государственные должности Тульской области, государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти и аппарата правительства Тульской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (указ Губернатора Тульской области от 04.03.2016 № 43).

Органами государственной власти области в полной мере реализовано право самостоятельно устанавливать условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от  15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). 

Так, в настоящее время в области действуют четыре закона, регулирующих правоотношения по пенсионному обеспечению государственных гражданских служащих Тульской области и лиц, замещавших государственные должности Тульской области. В частности, урегулированы правоотношения связанные с:

- установлением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области за счет средств бюджета области (Закон Тульской области от 25.07.2005 № 609-ЗТО); 

- назначением и выплатой пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области за счет средств бюджета области (Закон Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО);

- определением периодов работы (службы), включаемые в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, а также порядок исчисления стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет (Закон Тульской области от 07.10.2008 № 1091-ЗТО);

- установлением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим на постоянной основе должности в органах государственной власти и управления Тульской области в составе Союза ССР и РСФСР (Закон Тульской области от 07.10.2008 № 1092-ЗТО).

Утвержден Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Тульской области и муниципальных служащих в Тульской области (постановление администрации Тульской области от 15.06.2010 № 544).

Необходимо отметить, что неурегулированность некоторых вопросов на федеральном уровне создает определенные трудности для реализации в полной мере субъектом Российской Федерации своих прав в рассматриваемой сфере правоотношений.

В связи с чем, в Тульской области на сегодняшний день остается не реализованным право субъекта Российской Федерации на:

- утверждение обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятии и исполнении управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих для установления особого порядка оплаты труда (ч. 14 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ); 

- утверждение перечня должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда (ч. 15 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

По всем нормативным правовым актам органов государственной власти Тульской области, регулирующих правоотношения в сфере государственной гражданской службы Тульской области была проведена правовая и антикоррупционная экспертизы, в результате которых противоречия действующему законодательству выявлены не были, коррупциогенные факторы не выявлялись.

 

Таким образом, из анализа регионального законодательства следует, что полномочия субъекта Российской Федерации в рассматриваемой сфере реализуются в полной мере. Законодательство в данной области является одним из наиболее динамично развивающихся сфер общественных правоотношений, подлежащих нормативному регулированию на территории Тульской области, а развитие государственной гражданской службы является приоритетным направлением государственной кадровой политики. Органами государственной власти области наряду с принятием нового законодательства в рассматриваемой сфере ведется активная работа по редактированию и отмене устаревших нормативных правовых актов Тульской области. 

08 февраля 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).